Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих (специалистов). Квалификация по диплому - это то же, что и специальность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.

Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.

В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.

Профессия и специальность

Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:

  • некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
  • совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
  • выполнение задач за вознаграждение;
  • общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.

Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.

Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.

Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.

Квалификация

Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

  1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
  2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
  3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

Высшее образование представляет собой пусть и не главный, но существенный фактор в профессиональной реализации и построении успешной карьеры. После того как Россия в 2003 году приняла Болонскую конвенцию, возникли трудности в определении понятий, которые объединяет диплом о высшем образовании. Разобраться в важных вопросах поможет эта статья.

Профессия

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому - это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Специальность

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

Квалификация

А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.

Квалификация в сфере трудовых отношений - это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.

Квалификация по диплому - это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.

Специалист, бакалавр, магистр

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность - «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность - в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.

Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы - бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае - «Экономика»).

А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».

Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Таким образом, применительно к высшему образованию, квалификация по диплому - это статус выпускника в системе профессионального образования. И если речь о специалитете, то квалификация перекликается с названием специальности: юриспруденция - юрист, экономика - экономист, педагогика - педагог и т.д. Но если человек учился по системе бакалавриат или магистратура, то в дипломе название его квалификации совпадает с присвоенной научной степенью. А диплом о высшем образовании будет содержать формулировку: «Бакалавр (магистр) юриспруденции (экономики, педагогики, лингвистики и т.п.) по направлению «Юриспруденция» и т.д.

Квалификация по диплому - это важная вещь, которую необходимо знать и понимать, поскольку она важна для заполнения документов и правильного позиционирования себя в прочих официальных ситуациях.

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – « »;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

1. Понятие о профессии специальности, квалификации, квалификационном разряде.

Человек – является главным элементом производственных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности. В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня – рабочие и специалисты.

Работник - человек, нанявшийся на производство (государственное, частное) осуществляющий производственный труд и живущий за счёт оплаты своего труда.

Рабочий – работник физического труда, требующего начального или среднего образования.

Служащий - работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.

Работник, рабочий, служащий являются субъектами труда и представляют собой производительные силы. Их подготовка возложена на учреждения профессионального образования. Профессиональное образование – неотъемлемое звено системы непрерывного образования – выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности. Там учащиеся получают профессию.

Профессия - устойчивый род трудовой деятельности, образовавшийся в результате разделения труда, требующий специальной подготовки и служащий средством существования человека. В реальной практике мы можем встречать занятия, которые основы лишь на опыте человека, а не на специальной подготовке. К таким видам трудовой деятельности больше применимы понятия «промысел» или «ремесло», они, как правило, связаны с ручным трудом.

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

В практике иногда пользуются термином «специалист широкого профиля», предполагая, что такой специалист может найти широкое применение своих знаний и умений в сфере труда. Специалист широкого профиля мобилен, что важно как в условиях ускорения научно-технического прогресса, так и в условиях неопределенности спроса на специалистов. Понятие «специалист широкого профиля» означает разнообразие возможности применения труда специалиста.

В рамках специальности могут быть выделены специализации.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности, направление подготовки в рамках специальности среднего или высшего профессионального образования. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе производство испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающих этапах обучения. Так, специализация может представлять собой разделение функций, а может означать разделение объектов труда.

Уровень разделения труда сегодня настолько широк, что дальнейшее деление на специальности и профессии может привести к более узкой подготовке и снизить возможности человека на рынке труда. Этим обусловлена потребность в интегрированных специальностях, в которых узкий профиль определяется специализацией. Наличие же широкого профиля подготовки, фундаментализация образования повышают профессиональную мобильность выпускника учебного заведения, позволяют специалисту быстро перестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требованиям конкретного рабочего места, путем или самообразования, или пере­подготовки в среднем специальном либо высшем учебном заведении, либо в профессиональном центре.

Профессиональная мобильность - это способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, с одного участка на другой), способность быстро овладевать новыми технологиями или техникой.

Проблема обеспечения профессиональной мобильности особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений, имеющейся в стране безработицы. Профессиональная мобильность может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по специальным дисциплинам. На примерах конкретной специальности можно изучать общие закономерности и принципы профессиональной деятельности, общие принципы устройства машин и механизмов, других средств производства, общие требования к организации труда. Соответствующим образом должна быть построена и методика обучения, направленная на овладение обобщенными способами действия (анализ ситуации, устройства, механизма; выбор решения из набора готовых, предлагаемых инструкциями, предписаниями; проектирование деятельности - постановка задач, выбор форм, методов и средств решения задачи; выявление возможных трудностей в предстоящей деятельности и др.).

Наименование профессий, специальностей определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Поэтому перечни профессий и специальностей являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень профессий и специальностей разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.

В начальном и среднем профессиональном образовании – операционно- деятельностный, предусматривающий определённые способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда.

Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятельностного подхода, когда на первый план выдвигается объект, на который направлено внимание специалиста

В зависимости от уровней развития профессионального мастерства различают профессиональную квалификацию.

Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

В современной системе непрерывного профессионального образования определяют пять основных ступеней квалификации :

Уровень квалификации, характеризующий профессиональное мастерство конкретного работника в рамках данной ступени, зависит от знаний, умений и навыков, от их количества и качества.

Квалификация полученная на основе начального профессионального образования позволяет занимать должности рабочих, на основе среднего профессионального образования – техников, на основе высшего профессионального образования – специалистов.

В рабочих специальностях квалификация определяется в разрядах. Их свыше 6-ти, но действует, как правило, 6 разрядная сетка. Из училищ выходят преимущественно рабочие 3-4-го разряда. Для служащих используется 18-ти разрядная сетка. Профессионализм – это не только мастерское владение профессией, но и высокая гражданская зрелось, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

2. Образовательные учреждения для подготовки специалистов различных отраслей.

Структура профессионального обучения представляет собой следующие педагогические подсистемные уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Типы учреждений начального профессионального образования : профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа и другие учреждения данного уровня.

Профессиональный лицей – тип учреждения начального профессионального образования, в котором приобретается конкретная профессия повышенного уровня квалификации и есть возможность получения среднего профессионального образования.

Профессиональное училище – основной тип учреждений начального профессионального образования, в котором осуществляется массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Учебно-курсовой комбинат – подготовка специалистов по ускоренной форме обучения.

Типы учреждений среднего профессионального образования : техникум (училище), колледж.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и, которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, в котором реализуются программы среднего профессионального образования.

Типы учреждений высшего профессионального образования : университет, академия, институт.

Университет – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, являющийся центром науки и образования в регионе.

Академия – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных работников высшей квалификации для определённой отрасли науки, наукоёмкого производства; является методическим центром в области своей деятельности.

Институт – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; ведёт научные исследования; осуществляет подготовку и переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, может являться структурным подразделением университета, академии.

Типы учреждений дополнительного профессионального образования : образовательные организации, ассоциации, союзы, общества, научные и методические советы; академии, институты, центры повышения квалификации, структурные подразделения ДПО, организуемые в ВУЗах: факультеты, региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Профессиограмма. Анализ профессиограм и способы их составления.

Профессиограмма – характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности. В ней устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в областях медицины и психики. Профессиограмма включает требования к теоретическим и практическим знаниям и умениям работника, к психическим, физиологическим и интеллектуальным свойствам личности, пути и сроки овладения профессией, возможности использования выпускника учебного заведения на работе, возможности дальнейшего профессионального роста.

Профессиограмма – модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора, организации специального профессионального образования, обучения и развития молодежи. Она отражает тенденции развития, ожидаемые в данной профессиональной области.

Профессиограмма составляется учеными на основе поисков, наблюдений, опросов и т.д.

Профессиограмма состоит из трех разделов: характеристика деятельности, психологическая характеристика специалиста, санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности.

В характеристике деятельности выделяются функции, виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения. Это перечень того, чем должен профессионально владеть специалист.

Психологическая характеристика специалиста включает в себя перечень социально-значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у специалиста.

Санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы специалиста и медицинские противопоказания.

На основе профессиограмм в методических кабинетах училищ, в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная информация о профессиях и требования к личности, диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию.

Применительно к специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика педагога профессионального обучения с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

4. Профессиональные требования, предъявляемые к современному специалисту можно объединить в следующие группы требований :

Общие требования к образованности специалиста (осознание личностной и социальной значимости своей профессии, обладание научно-гуманистическим мировоззрением, знание основ Конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку и т.д.);

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки (владение современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности и т.д.);

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки (соблюдение прав и свобод учащихся, владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях и т.д.);

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

  • Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  • Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  • Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы. Различают 3 типа профессии: универсальных, частично специализированных, узко специализированных. Современные профессии квалифицируются по объекту или предмету труда, по средствам труда, по условиям труда, по отраслям. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: человек-жив, природа (агроном, ветеринар), человек-техника (слесарь-сборщик, техник-механик), человек-человек (продавец, парикмахер, врач, учитель), человек-знаковая система (программист, языковед, математик), человек-худ.образ (актер, художник, музыкант). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на 4 группы: 1-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции. 3-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Специальность - вид деятельности в рамках профессии комплекс приобретенных ЗУН, создающих возможность определенной деятельности в какой - либо отрасли производства, услуг, культуры, образования. Квалификация - степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения им работы определенного уровня сложности и качества. Профессиональная квалификация - ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности(разряд). Ступень квалификации - это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). В лицеях СПО базовое, повышенное СПО, 5 ступень - среднее и общее образование -ВПО, бокалавриат, магистратура, послевузовское). Специализация- часть специальности в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение более углубленных и расширенных ЗУН в различных областях деятельности по данной специальности.



    Профессиограмма - это описательная модель самой проф.деят-ти специалиста. Она вкл.-описание хар-ки профессии, условий труда, необходимых ЗУН, профессионально важных качеств, прав и обязанностей. Профес.хар-ка профессии - это описательная модель профессии, к-ая определяет цели профес.обучения выпускника, общие треб-ия к рез-там подготовки выпускников по спец-ти без относительно категорий и разрядов. Проф.хар-ка отражает пар-ры обучения профессии и находит свое отражение в стандартах по профессии. Проф.хар-ка включает: название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии; квалиф-цию, содержат-ные пар-ры проф.деят-ти, перечень уч.элементов фед.компонента содержания.


    Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности.



    Содержание профессионального образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право). Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности. Содержание обучения - составной компонент процесса профессионального обучения, отвечает на вопрос «Что подлежит усвоению».

    В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

    Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно». Принципы построения содержания СПО: соответствие содержания СПО целям и ценностям СПО; соответствие содержания новейшим достижениям техники и технологиям; структурное единство содержания СПО на уровне циклов дисциплин; единство содержания с процессом теоретического и производственного обучения (содержание должно быть единым не только с целями образования, но и способами учебных и профессиональных действий, выступающих одним из компонентов содержания); единство содержания с процессом усвоения. Требования к содержанию: научность содержания - формирование точной картины мира, раскрытие реальных связей и отношений, правильное объяснение явлений и процессов, ознакомление с основными идеями научных теорий, лежащих в основе описания трудовых процессов. Т.о. наука - источник содержания образования; соответствие перспективам НТП - это выражается в опережающем характере подготовки, в реализации уровня выше уровня квалификации. Вывод: Т.о. требования к содержанию определяют три фактора: научно-технический, технико-технологический, производственно-экономический. На этой основе строится модель квалифицированного рабочего.

    Стр-ра содержания СПО подразделяется на обязательное (общеобразовательное и профессиональное) и факультативное. Проф.подготовка делится на 3 цикла дисциплин: Общетехнические (предметы, обеспечивающие изучение научных основ техники и технологии межотраслевого хар-ра), общепрофессиональные (ориентированы на опред. вид деят-ти межотраслевого хар-ра), профессиональные (прдметы, обеспнчивающие подготовку непосредственно по профессии-спецдисциплины). Проф.цикл делится на 2 части: базовые дисциплины (разрабатываются на основе федер.компонента стандарта) и специальные курсы (реал-ет регион.компонент и яв-ся продолжением базового курса).

    Рассказать друзьям